ДИЗАРТРИЯ
Очень часто после логопедического обследования в детском саду логопед сообщает маме, что у ребёнка стертая форма дизартрии. «А что это такое?» - часто с испугом спрашивает мама. Давайте попробуем разобраться вместе.
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникшее вследствие поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений речи является то, что в этом случае страдает произношение не отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. А к ней относится и темп речи, и звучание голоса, и дыхание, и ритм.
Причинами возникновения дизартрии являются вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты и др.), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияния в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек, менингит, менингоэнефалит и др.).
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным произношением. Голос у таких детей тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания тоже нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Дети с дизартрией отличаются некоторыми особенностями. Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк, губ и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, закатывать рукава. Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны так же затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.
Понаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще, такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений.
Особый акцент сделаете на наблюдении за мелкой моторикой Вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Ребенок не любит рисовать? Понятно, что это еще не признак дизартрии. Ну не любит, такой человек растет. Не надо ребенка насиловать. Но все эти «экзамены» не для него. Для Вас. Для Вашего спокойствия. Хотя…, конечно же, для него. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно.
А сейчас несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие стертой дизартрии. Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка.
Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть, говоря простым языком – перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.
Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия» - нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий. Это проявляется в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной. Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать.
Самый выраженный дефект звукопроизношения у дизартриков наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
И еще несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. А у дизартриков часто наблюдается укороченный выдох и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них "поселилась" стертая дизартрия.
Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребенка!