ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
- речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
- ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР является малопонятной.
- Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР:
-
I уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Особенности:
- словарь детей состоит из лепетных слов типа (например: «ляля», «биби»);
- при этом одно слово может обозначать разные понятия (например: «ляля» - это и кукла и девочка);
- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот (например: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) – кровать);
- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
- многие звуки не произносятся;
- сложные слова сокращаются до простых (например: «аба» - собака, «алет» - самолет).
- II уровень. Особенности:
- достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены (например: «кадас ледит той» - карандаш лежит на столе);
- нарушено согласование слов (например: «иса безал» - лиса бежала);
- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые (например: «лисипед» - велосипед).
III уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов (например: «стулы» - стулья, «лежит тапка» - лежит тапок, «красная солнце» - красное солнце, «два булки» - две булки);
- упрощение сложных предлогов: (например: «из стола» - из-за стола);
- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм (например: «стулик» - стульчик); относительных прилагательных (например: «стекловый» - стеклянный); притяжательных прилагательных (например: «лисовая шкура» - лисья шкура); и глаголов с приставками: (например: «зашивать пуговицу» - пришивать пуговицу);
- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов (например: «милицанер» - милиционер);
- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).
Возможные причины всех перечисленных заболеваний и отклонений от нормы:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.