Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста является главной и важнейшей задачей, ее серьезность должны осознавать и логопед, и воспитатели, и родители. Все возрастные несовершенства произношения исчезают у детей к 4 – 5 годам и звукопроизношение достигает звуковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных, и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Дислалию подразделяют на два вида: механическую и функциональную.
Сравнительно часто причинами механической дислалии являются:
- укороченная уздечка языка, которая не дает ему возможности высоко подниматься (при произношении верхний звуков);
- дефекты строения челюстей ведущее к аномалии прикуса;
- неправильное строение зубов и неба, препятствующее правильной артикуляции многих звуков.
Функциональная дислалия не имеет никаких дефектов артикуляционного аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения у детей могут быть вызваны неправильным воспитанием речи ребенка в семье, подражанием, двуязычием, педагогической запущенностью. Нарушения звукопроизношения у детей может проявляться в отсутствии звуков, их искажении и заменах. По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если у ребенка в произношении отмечается до четырех дефектных звуков – это простая дислалия, если пять и более звуков – это сложная дислалия. У дошкольника очень часто нарушено произношение одного звука. Даже в этом случае необходима логопедическая помощь детям.
Очень важно своевременно устранить все имеющиеся недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они обернутся стойким, сложным дефектом.
Полноценная речь ребенка – непременное условие его обучения в школе. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается более интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому, все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее. Необходимо знать, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд других осложнений и вызвать дефекты устной и письменной речи ребенка. При дефектном звукопроизношении не происходит полноценного развития фонематического восприятия, его несовершенства приводят к нарушению фонематического слуха, то есть слуха, который обеспечивает восприятие фонем и их различения. В связи с этим ребенок не дифференцирует близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем дошкольник начинает значительно отставать от возрастной нормы.
По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми». Таким образом, у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. Иными словами, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которая в последствии приводит в общему недоразвитию речи и повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма (дисграфию) и чтения (дислексию), если его не устранить в дошкольном возрасте. Большую неоценимую помощь в работе логопеда могут оказать родители детей. Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- в общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Не понятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
- не подстраивайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
- своевременно устраняйте недостатки речи ребенка.
- стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над дошкольником. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
- не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш вопрос?