Что нового?
25 апреля 2025 г.
25 апреля во всей Российской Федерации проводится единый "День Эколят".
Основными целями Дня Эколят являются:
 дальнейшее развитие экологического образования, экологической культуры и просвещения в дошкольных образовательных организациях, школах и учреждениях дополнительного образования детей российских регионов и, как следствие, сохранение природы, её растительного и животного мира;
 формирование у детей субъектов Российской Федерации богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру;
 развитие у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, воспитанию у ребенка культуры природолюбия;
 осознание ребенком необходимости сохранения, охраны и спасения природы родного края;
 развитие потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

  МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5 "Золотая рыбка"  г Щёлкино" Ленинского района Республики Крым

Адрес: 298213, Россия, Республика Крым, Ленинский район, г Щёлкино, д 95
Телефон: 8 36557 55-5-19 (1 корпус), 8 36557 55-5-20 (2 корпус)
Эл. почта:   rybka5lenino@crimeaedu.ru

Оказание недирективной помощи и поддержки детской инициативы

   Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста – одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь.

   В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь

   Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такие состояния требуют недирективной помощи и поддержки со стороны взрослого.

   Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь

Ситуация 1. Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

Ситуация 2. Алина З. (4 года 2 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.

Ситуация 3. Боря М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.

   Воспитатель, который видит подобные ситуации, может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации.

   Большинство педагогов уверены, что детям необходимо оказывать поддержку и помощь. При этом, определяя особенности недирективной помощи, они делают акцент на слове «помощь» и оставляют без внимания другую важную характеристику – «недирективная».

   Понятие «помощь» чаще всего ассоциируется с педагогическим воздействием и прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», педагоги отвечают, что она нужна в затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период.

   С одной стороны, они осознают значимость и отмечают ряд важных педагогических функций недирективной помощи детям, а с другой – не могут определить, когда и как ее оказывать.

   Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь

  Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.

   Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

   Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.

   Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель

  Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.

  Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

   Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили.

   В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».

  Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его. Также дошкольники могут оценить на «Доске желаний» свое участие в игре с помощью условных обозначений (кружков разного цвета, смайликов с разным эмоциональным состоянием).

   Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь

1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.

6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»

   Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность.

   Создание отношений, в которых это становится возможным, - серьезная и трудная, но очень плодотворная работа, развивающая всех участников процесса

   Каким образом можно построить взаимодействие с детьми в группе детского сада, чтобы личность каждого ребенка действительно развивалась?

   Самостоятельность и инициативность.

   Педагог является не диктующим, всезнающим «источником информации», руководителем, а проводником, фасилитатором, «архитектором», создающим пространство для свободного творчества детей, где дети общаются друг с другом, участвуют в обсуждениях и совместном решении проблем. Педагоги поддерживают детей и помогают им осмыслить свои действия, учат рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.

   Что необходимо делать в группе?

  • В группах детского сада педагоги создают развивающую среду, стимулирующую возможности для личной инициативы.
  • Во время утреннего сбора и в течение дня детям предоставляется возможность выбора центра активности, выбора деятельности и материалов.
  • Создание проекта или какого-либо продукта в результате этого выбора мотивирует и помогает почувствовать успех.
  • Дети испытывают чувство гордости за свои достижения, когда могут самостоятельно вытереть стол после еды, зашнуровать ботинки, представить совместный коллаж или индивидуальные проекты.
  • Возможность экспериментировать и исследовать способствует развитию личной инициативы и творческого мышления.
  • Имея возможность выбирать деятельность и партнеров по игре, дети понимают, что взрослые их уважают и верят в их способность планировать свою деятельность и осуществлять задуманное.
  • Педагог также должен проявлять уважение, когда ребенок принимает решение не делать что-либо в настоящий момент, выражает желание сделать это в другой раз или находит способы сделать это другим способом.
  • Педагог помогает детям учиться выбирать и брать на себя ответственность за свой выбор.

  Ответственность и самоконтроль

  • Самостоятельность всегда сопряжена с ответственностью.
  • Ответственности нельзя научить, она приобретается только на собственном опыте.
  • Ответственные дети вырастают ответственными гражданами.

  Когда взрослый принимает решение за ребенка?

  • У большинства детей дошкольного возраста навык самоорганизации и самоконтроля только начинает складываться.
  • В традиционных программах дошкольного образования в преобладающем большинстве случаев основная роль в организации правилосообразного поведения в группе принадлежит воспитателю.
  • Ребенку отводится лишь роль пассивного (а значит безответственного) исполнителя.
  • Когда взрослые принимают решения за ребенка, они лишают его возможности самореализации, а, следовательно, препятствуют развитию автономии и ответственности.

   Детям предоставляется множество возможностей развивать свою ответственность!

   Низкие открытые полки с надписями и символами помогают убирать за собой материалы после игры и поддерживать порядок в группе.

   Дети с помощью взрослого разрабатывают необходимые правила, например, «Кладу вещи туда, где я их взял», «Когда кто-то говорит, я внимательно слушаю».

   Формирование самоконтроля и саморегуляции способствует развитию взаимоотношений между воспитателями и детьми.

   Приобретение навыков самоконтроля повышает самооценку, побуждает планировать, принимать решения и брать на себя ответственность за них.

   Ребенок, участвующий в разработке правил, самостоятельно следящий за их соблюдением и оценивающий свое поведение, учится

  • быть ответственным за свои слова и поступки,
  • жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

   Правила общения детей между собой — это не руководящие установки педагога, который контролирует их соблюдение и наказывает нарушителей, а нормы взаимодействия, которые разрабатываются совместно с детьми.

   Когда дети самостоятельно находят способы разрешения конфликтов, они учатся принимать на себя ответственность за свои поступки.

   Педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определенные роли в группе; вовлекают каждого ребенка в создание для себя обязанностей в группе вместо того, чтобы просто распределять их.

   Какие обязанности дети на себя могут взять?

   Дети берут на себя ответственность за выполнение таких обязанностей, которые соответствуют их уровню развития и которые они могут выполнить.

   Например:

Точильщик карандашей (точит карандаши),

Детектив (ищет потерянные вещи),

Ботаник (поливает цветы),

Миротворец (примиряет детей),

Официант (накрывает на стол),

Хранитель зоопарка (кормит животных),

Уборщик (подметает пол),

Воспитатель (отмечает посещаемость),

Музыкант (выбирает песню),

Библиотекарь (выбирает книгу для группового чтения) и т. д.

   Педагоги поощряют желание детей обучать друг друга тому, что они знают или умеют делать.

   Разумеется, педагоги всячески способствуют тому, чтобы дети менялись социальными ролями, чтобы каждый ребенок попробовал разные роли.

   Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка

Поиск ответов на вопросы: «Кто я? Что я люблю? Что я могу? Что делает меня особенным?» есть основной путь развития детей.

Взаимодействуя с людьми и исследуя окружающий мир, они постоянно приобретают информацию, способствующую их самопознанию.

Таким образом, дети постепенно выстраивают Я-концепцию, составляя собственное мнение о себе.

По мере того как у детей развиваются все более и более сложные самоощущения, они составляют положительное и отрицательное мнение о себе.

Поначалу они получают эту информацию через взаимодействие со значимыми в их жизни людьми — членами семьи, воспитателями, другими детьми. Эти люди служат зеркалом, в котором дети видят себя и оценивают то, что видят. Если отражение хорошее, ребенок даст себе положительную оценку, если негативное, то и мнение о себе будет таким же.

   Целью педагогов является

  • Создание оптимальных условий для развития личности ребенка, самопознания и максимального повышения детской самооценки.
  • Использование эффективных стратегий и методов для активизации этих процессов.

    Самооценка — это чувство собственной значимости

Чувство опоры, которое возникает, когда ребенок знает свои сильные стороны, основано на опыте успешного преодоления трудностей.

Самооценка формируется в процессе ежедневной деятельности детей.

Когда ребенок успешен в своей деятельности, его самооценка возрастает, и он воспринимает себя как человека, способного и умеющего справляться с проблемами.

Если же ребенок постоянно сталкивается в своей деятельности с негативными последствиями, у него ничего не получается, и он чувствует недовольство и критику взрослых, отвержение сверстников, то его самооценка страдает.

В результате ребенок может начать думать о себе: «Я — неудачник», «Я не могу ничего делать правильно», «У меня никогда ничего не получится», «Меня не за что любить».

   Кто виноват и какие последствия этому?

Возможно, родители или другие взрослые ругали его, заставляя испытывать стыд, преуменьшая его способности.

Не исключено, что причиной является искреннее желание сделать так, чтобы ребенок вел себя правильно, действовал успешно, а для этого необходимо указать ему на ошибки, рассказать, как надо действовать.

Однако в действительности это приводит к тому, что у ребенка полностью исчезает желание пробовать, готовность действовать самостоятельно, идти на риск.

Такие дети легко сдаются и даже не пытаются завершить начатое дело или решить проблему.

Их уверенность в себе подорвана, они не верят, что на что-то способны.

   Педагоги должны создавать в группах такую атмосферу, чтобы дети чувствовали уважение друг к другу и к культуре всех семей.

Чувство идентификации и самооценка имеют также и культурную специфику; они основаны, в том числе, и на этническом происхождении ребенка.

Дети могут отличаться не только индивидуальными, но и культурными стилями познания и пользоваться культурно-заданными способами общения с людьми.

    Для того что бы понять какими культурными способами познания обладает ребенок…

  • Педагоги собирают информацию о семьях детей, посещающих группу: об их жизненных представлениях, системе ценностей, порядке повседневной жизни, обычаях и регулярно освещают, и представляют культуру и традиции разных семей.
  • Приглашают родителей в качестве гостей группы для участия в утреннем сборе и других видах деятельности: просят рассказать о национальных традициях и праздниках, прочитать сказки, стихи и книги, повествующие об истории и ценностях различных этнических групп, приготовить блюда и обменяться рецептами национальной кухни.
  • В группе могут быть представлены фотографии семей, плакаты, картинки, отражающие многообразие национальных традиций и обычаев, а также культурных особенностей семей.

   Функции педагога при взаимодействии с детьми

   Избегая директивной модели взаимодействия, педагоги строят общение с детьми, выбирая стратегию поддержки и создания индивидуальной программы развития для каждого ребенка, учитывающей его потребности.

 

   Как выбрать методы и приемы взаимодействия с детьми?

  • Педагоги понимают, что их выбор методов обучения может либо облегчать участие ребенка в видах деятельности, либо создавать препятствия.
  •  Педагоги осознают, что если дети испытывают трудности в обучении, то происходит это потому, что их технологии и методы обучения не позволяют этим детям освоить соответствующее действие, а не потому, что они не обладают способностью учиться.
  •  Выбирая определенные методы и приемы, педагоги стараются добиться того, чтобы особенности и потребности большинства детей не препятствовали их участию в работе и достижению успеха в деятельности.

    Что необходимо учитывать?

  • Педагоги используют разнообразные методы обучения и поддерживают детей с различными потребностями в обучении, учитывая их интересы и сильные стороны развития.
  •  Педагоги постоянно следят за тем, не появляются ли сигналы, которые свидетельствуют о том, что, возможно, метод не «работает» в отношении конкретного ребенка или группы детей, и готовы предпринять соответствующие меры для адаптации.

   В личностно-ориентированных программах педагог:

Направляет и облегчает процесс познания.

Он стимулирует познание, разделяя с ребенком ответственность за обучение; планирует и создает условия для развития детей.

При этом педагог всегда должен учитывать индивидуальные способности каждого ребенка.

 Например, если он хочет сделать вместе с детьми игровое тесто и знает, что у кого-то из детей группы плохо развита мелкая моторика, то просит этого ребенка переливать воду в миску из мерной кружки, а ребенку с хорошо развитой мелкой моторикой поручает отмерить чайную ложку растительного масла.

Ребенка, который уже умеет читать, просит прочитать для всей группы рецепт теста.

Ребенка, который еще плохо умеет считать, просит считать ложки муки вместе с ребенком, который уже хорошо считает.

 Воспитатель должен всегда заранее продумывать такие аспекты в работе с детьми. Предоставляет детям разнообразные материалы и создает ситуации, которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром.

Дети учатся успешнее, когда делают что-либо самостоятельно, выясняя путем проб и ошибок, как устроен мир.

Изученные понятия хорошо закрепляются с помощью активных упражнений.

Например, такое понятие, как регулярность/ нерегулярность структуры (закономерность), ребенок может усвоить, переплетая разноцветные нити, чередуя цвета или нанизывая на нитку бусины — синяя, желтая, синяя, желтая, синяя;

 

Воспитатель внимательно наблюдает за тем, как дети работают с материалами. Это помогает ему определить, какие задания следует давать детям, исходя из их интересов, специфических потребностей, стилей восприятия.

Следует отмечать, к каким материалам дети явно не проявляют интереса, стараться выяснить причины его отсутствия и разнообразить игры и задания;

 

Воспитатель

  • Должен иметь представление о типичном развитии дошкольников и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
  • Знать, какие материалы необходимы ребенку на том конкретном этапе развития, на котором он находится;
  • Дает детям время на обдумывание того, что они делают. Это позволяет лучше усвоить вводимое понятие.
  •  Отводит время на вопросы и ответы, а также на самостоятельное выражение мыслей.
  • Должен уметь задавать детям открытые вопросы, помогая им продолжать исследовать и узнавать новое. Открытые вопросы предполагают более одного «правильного» ответа. Они также позволяют понять мыслительный процесс ребенка.
  • Вопросы-ответы помогают развивать не только мышление, но и речь.
  • Если воспитатель часто задает вопросы, то и дети начнут о многом спрашивать.
  • Развитие мышления имеет гораздо большее значение для образования, чем запоминание фактической информации;
  • Обсуждает с детьми все сделанные выводы и заключения, как верные, так и не совсем. Часто обсуждение идеи, которая в результате оказывается неверной, приносит больше пользы, чем обсуждение верного ответа;
  • Должен уметь идти на риск, пробовать новые материалы и новые пути использования старых материалов.
  • Некоторые занятия окажутся особенно успешными; некоторые — наоборот. Не следует ждать, что каждый ребенок будет с удовольствием участвовать в каждом занятии.
  • Инициативный педагог вовремя заменит материалы или найдет способ продолжить и развить занятие, которое имеет особенный успех.
  • Он предлагает детям новые занятия, чтобы приучить их активно пробовать новое.
  • Общается и играет с детьми, разделяет их стремление узнать новое и проявляет интерес ко всему, что дети делают и исследуют;
  •  Умеет почувствовать, когда его присутствие не нужно; когда детей следует предоставить самим себе, чтобы они самостоятельно управляли процессом познания.
  • Должен уметь признать, что он чего-то не знает, — это лучше, чем дать неверную или неточную информацию.
  • Говоря «не знаю», воспитатель тем самым создает обстановку, в которой он и дети вместе участвуют в поиске ответов и решений, совместно исследуют мир.
  • При этом дети учатся пользоваться различными источниками; замечают, что и взрослые тоже учатся.

 

   Воспитатель, который научил детей правилосообразному поведению, может освободить себя от нудного и утомительного контроля.

Начиная с младшей группы детского сада, воспитатели постепенно вовлекают детей в разработку правил, помогают им самостоятельно следовать этим правилам и оценивать свое поведение.

Дети вместе с воспитателем обсуждают и устанавливают правила в группе, которые становятся общими стандартами для всех, включая и воспитателей.

В младшей группе это может быть какое-то одно простое правило, выработанное воспитателем вместе с детьми.

В средней группе дети уже могут сами предлагать и с помощью взрослого принять к исполнению 2–3 несложных правила.

Детям старшего дошкольного возраста доступно совместное принятие и выполнение нескольких понятных, разумных правил.

ДЕТИ

  • участвуют в разработке правил;
  •  следят за их соблюдением;
  • оценивают свое поведение с точки зрения соблюдения правил;
  •  учатся быть ответственными за свои слова и поступки.

Плюсы такой работы

  • Принятие детьми правила, которое они разработали сами, создает у них чувство причастности и ответственности за его соблюдение.
  • Дети учатся самоконтролю, могут регулировать свое поведение не по указке «сверху», а по собственной инициативе и собственному пониманию.
  • Это создает основания для развития осмысленной произвольности, способствует психологически правильному взрослению ребенка и переходу его в следующий, младший школьный возраст.

Задачи утреннего сбора

  • Установить комфортный социально-психологический климат.
  •  Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.
  • Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга.
  •  Познакомить детей с новыми материалами.
  •  Ввести новую тему и обсудить ее с детьми.
  •  Организовать планирование детьми своей деятельности.
  •  Организовать выбор партнеров.

Задачи вечернего сбора

  • Пообщаться по поводу прожитого дня.
  • Обменяться впечатлениями.
  •  Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.
  •  Подвести итоги разных видов активности в течение дня.
  •  Помочь детям продемонстрировать результаты своей деятельности; отрефлексировать, что получилось, что пока не удалось, почему; проанализировать свое поведение в группе.

Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг.

 

Ребенок, окруженный критикой – учится обвинять;

 Ребенок, окруженный насмешками – учится быть недоверчивым;

 Ребенок, окруженный враждебностью – учится видеть врагов;
Ребенок, окруженный злостью – учится причинять боль;
Ребенок, окруженный непониманием – учится не слышать других;
Ребенок, окруженный обманом – учится врать;
Ребенок, окруженный позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

Ребенок, окруженный поддержкой – учится защищать;
Ребенок, окруженный ожиданием – учится быть терпеливым;
Ребенок, окруженный похвалами – учится быть уверенным;
Ребенок, окруженный честностью – учится быть справедливым;
Ребенок, окруженный безопасностью – учится доверию;
Ребенок, окруженный одобрением – учится уважать себя;
Ребенок, окруженный любовью – учится любить и дарить любовь;
Ребенок, окруженный свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.

 

   Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя.

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.