Адрес: 298213, Россия, Республика Крым, Ленинский район, г Щёлкино, д 95
Телефон: 8 36557 55-5-19 (1 корпус), 8 36557 55-5-20 (2 корпус)
Эл. почта: rybka5lenino@crimeaedu.ru
«Чтобы переваривать знания,
необходимо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франц
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО)
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе и народного творчества;
- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщения к различным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребностей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Занимаясь с детьми художественным творчеством воспитатели не редко сталкиваются с тем, что некоторые дети боятся даже приступать к работе, убежденные в том, что они не сумеют ее выполнить. Для таких детей нужна дополнительная мотивация. Как можно раздуть искорку творческого бесстрашия в этих неуверенных ребятишках? К тому же хотелось, чтобы ребёнок не только получал знания, умения и навыки, но ещё смог выразить свои чувства и эмоции, проявить в творчестве своё мировоззрение.
Интерес к предмету – вот то единственное и главное, что движет ребёнком. И наша задача – поддержать этот интерес как можно дольше
Древняя мудрость гласит «Можно привести коня к водопою, но заставить его пить нельзя». Мы можем усадить детей за столы и мольберты, добиться идеальной посещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на усвоение знаний, умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха.
Что же такое мотив и мотивация?
Важнейшим компонентом активной деятельности ребенка являются мотивы.
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать: побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей (нужда в чем-либо) субъекта. Следовательно, мотив – это побудительная причина, повод к действию, возникающий под воздействием условий жизни; то, что побуждает и направляет активность человека (потребности, интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы)
Если мотив – это источник деятельности любого человека, то он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека (по мнению психолога С.Л.Рубинштейна, мотивы составляют ядро личности человека). Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Что же такое мотивация? Мотивация – это характеристика процесса, обеспечивающая поведенческую активность на определенном уровне. Любая мотивация – это не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать и стимулировать.
Движущим фактором мотивации являются эмоции. Эмоции тесно связаны с мотивацией обучающихся и выражают возможность реализации имеющихся у них мотивов и поставленных целей.
Различают два вида эмоций: положительные (радость, удовлетворение, уверенность, достоинство, гордость, конструктивное сомнение, удивление) и отрицательные (скука, беспокойство, унижение, обида, страх, досада и др.).
Также эмоции различают по уровням: устойчивость, выраженность, избирательность, осознанность, насыщенность.
Выделяют следующие виды проявления эмоций: общее поведение, мимика, особенности речи, моторика, пантомимика.
На каждом возрастном этапе происходит изменение мотивационных проявлений, которые педагог обязательно должен учитывать.
Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Следовательно, задачей педагога является создание таких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческой деятельности. Понятно, что без наличия интереса, желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время.
Интерес рождает потребность (возможна и обратная связь) и создает мотивацию деятельности.
В чем же специфика творческой деятельности, и каковы условия ее мотивации?
Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников, выделяют шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.
Вот эти шесть механизмов:
− Поощрять исследование окружающей среды
− Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
− Хвалить ребёнка за совершённые достижения
− Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
− По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
− Стимулировать языковое и символическое общение.
Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет. Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип — игровая мотивация— «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Создание этой мотивации строится по схеме:
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
- Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Создание мотивации строится по схеме:
- Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам.
- Интересуетесь, как они могут вам помочь.
- Каждому ребёнку даётся посильное задание.
- В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня». Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
- Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
- По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Например: − Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя». Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
- Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
- Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка.
Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на «День матери». Вы хотите подарить маме такую же? И мы показываем, как можно её изготовить.
Использование всех типов мотивации с использованием игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности воспитанников.
Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей:
− нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).
− обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
− обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
− действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Также можно использовать игровые персонажи. Использование игровых персонажей не может существовать без игровой мотивации, они взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда ребят.
К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
− должны соответствовать возрасту детей;
− должны быть эстетичными; − должны быть безопасными для здоровья ребёнка;
− должны иметь обучающую ценность;
− должны быть реалистичными;
− не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;
− игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Котёнок «Гав», Утёнок «Кряк» и Мишутка «Пух». Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает ребятам. Котенок «Гав» многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» ребят. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование ИКТ как средства повышения мотивации к образовательной деятельности. Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду.
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Большая роль отводится предметно-пространственной среде: каждую неделю, предметно-пространственная среда группы должна преобразовываться, чтобы поддерживать мотивацию ребенка в зависимости от темы недели.
Так как мы хотим воспитать творческую личность, то для нас является наиважнейшей задачей поддержание у детей устойчивой мотивации к творчеству. Успешно решить эту задачу поможет активное использование в образовательно-воспитательном процессе разнообразных игр, творческих заданий, заданий развивающего характера, организация и проведение коллективных творческих дел, и другие современные формы работы в ДОУ.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызывает удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение «Познание начинается с удивления». При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенок просто не может включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. а педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.